September 19, 2018

В стране рабской униженности

Ресентимент – ненависть раба ко всему, где ему чудится свобода

Поразительно изменение сознания широких масс российского общества за последние десятилетия и внушает ужас. Происходит вулканический рост агрессивности одновременно с отказом от признания реальности, погребенной под идеологическими фантазиями. Подобные явления обычно списывают на усиленную обработку масс официальной телевизионной пропагандой. Это многое объясняет, но не все. Не любое общество можно распропагандировать в короткие сроки и до таких эксцессов. Чтобы пропаганда была эффективной, она должна отвечать бессознательным устремлениям населения.

Фридрих Ницше называл ресентиментом чувства, характерные для рабов, крепостных, которые в силу своего положения ничего не могут изменить в окружающем мире. «Восстание рабов в морали начинается с того, что ресентимент сам становится творческим и порождает ценности: это ресентимент существ, которые не способны к реакции, выразившейся бы в поступке. И рабы вознаграждают себя воображаемой местью. В то время как всякая благородная мораль произрастает из торжествующего “Да”, сказанного самому себе, мораль рабов с самого начала говорит “Нет” “внешнему”, “иному”, “не-себе”. Это “Нет” и оказывается ее творческим деянием… Мораль рабов всегда нуждается для своего возникновения, прежде всего, в противостоящем и внешнем мире, нуждается, говоря физиологическим языком, во внешних раздражениях, чтобы вообще действовать, – ее акция исходно является реакцией» (Фридрих Ницше «К генеалогии морали» 1887).

Если мир не поддается физическому воздействию, то рабы уничтожают его в воображении, просто отрицая его существование. Ницше указывал на связь ресентимента с религией рабов – христианством, в отличие от язычества, мыслившим в категориях райской утопии. Точно так же коммунистическая утопия вписалась в стратегию ресентимента, ориентированную на отрицание реальности.

Представляется, что отказ от реальности в современной России связан с чувством беспомощности людей, не способных изменить жизнь своей страны и даже своей семьи. СМИ только подбрасывают факты и суждения во взрыв «рабского» негативизма, который помогает людям преодолеть чувство отчуждения и униженности.

Особенность российской ситуации в том, что все общество, от Путина до последнего стрелочника, является носителем ресентимента как воображаемой мести развитому миру. Для Путина его истоком является непризнание его и России равными и уважаемыми игроками на мировой арене, для стрелочника – беспомощность перед лицом полиции, чиновников, судов и бандитов. Ресентиментные фантазии власти вошли в резонанс с ресентиментными фантазиями обывателей. И на взгляд тех и других мир изменился.

Авантюра на Украине стала не агрессией, нарушившей международный договор о ядерном разоружении Украины и неприкосновенности ее границ, а благородной войной против воображаемых фашистов. Международная изоляция превратилась во «вставание с колен», утверждение России в ранге «великой державы». Упадок экономики и падение доходов населения – ростом стабильности и счастья. И даже люди, далекие от фантазий ресентимента, воображаемой мести, но напуганные ураганом изменений в обществе, пытаются отрицать реальность или закрывать на нее глаза. Ведь сами они не в силах их предотвратить.

Потеря реальности и кризис институтов

Странно, но российская власть в лице Путина, виновная в отчуждении граждан от любой формы влияния на события и решения, оказывается не жертвой происходящих психологических метаморфоз, а их выгодоприобретателем. Отчуждение от воздействия на реальность происходит на двух уровнях и связано с кризисом институтов. Для обывателей кризис выражается в извращении функций правоохранительных органов и суда. Они уже не защитники от правонарушителей, а сами преступники или их соучастники, разгоняющие мирные митинги протеста, пытающие заключенных и назначающие сроки по надуманным обвинениям. Кризис также проявляется в разрушении привычных для обывателей систем здравоохранения и образования.

На другом уровне кризис проявляется в постепенном обессмысливании национального суверенитета. Вспомним хотя бы пример ЕЭС. В условиях глобализация экономики эта тенденция характерна для всего мира. Над национальными территориями и суверенитетами движутся капиталы, товары, идеи, услуги и т.д. Глобализация принесла не только доходы, но и сложнейшие экологические, миграционные и финансовые проблемы. Решать их должны политики, чья власть простирается лишь на ограниченной территории страны и над ее населением. Отсюда системный кризис институтов, связанных с национальным суверенитетом. Локальные институты беспомощны во всех странах.

Российские власти, с одной стороны, хотят извлекать пользу из глобализации экономики, с другой – пытаются решать глобальные проблемы с помощью суверенных институтов, наивно пытаясь противопоставить мировым экономическим санкциям крайне неэффективные контрмеры, основанные на самоизоляции и импортозамещении. Как можно успешно развиваться нефтедобывающей стране, не имеющей даже зачатков технологий горизонтального бурения? Как можно развивать вычислительную технику и интернет в отрыве от развитых стран?

Разочарование в суверенных институтах, ощущение их бессмысленности оборачиваются отказом следовать правовым нормам и процедурам на всех уровнях. Это видно на примере российской Госдумы – «взбесившегося принтера», принимающей людоедские законы, типа закона Димы Яковлева. Это проявляется в стремлении местных властей «кошмарить» бизнес, собирая с него дань. В итоге ресентимент становится «антиполитикой», классические проявления которой – война, отвращение к любым формам гражданской активности и закону. Печально, но в России это поражает и массы, и руководство страны.

Как показывает опыт фашисткой Германии, «антиполитика» чревата национализмом и популизмом, которые легко вырождаются в диктатуру и ведут к культу харизматического лидера, харизма которого питается нарушением закона, конституции, международных норм. Возникает парадоксальная иллюзия, будто национализм может решить наднациональные проблемы, а харизматический лидер страны может решать проблемы, в которых увязали неэффективные бюрократические демократии. Национализм и популизм сегодня опереточны (как российские казаки) и неэффективны. Это отрицание реальности. Но самый опасный продукт «антиполитики» – «государственность без государства». Органы власти вроде бы присутствуют, чиновники получают высокие зарплаты, но не способны решить даже проблемы свалок и утилизации бытовых отходов, не говоря о достижении мировых темпов экономического роста.

«Антиполитика» – не просто результат кризиса государства, а продукт ресентимента, укорененного в неспособности нашего населения и элиты действовать позитивно, в агрессивной реакции на внешний мир. Решения лидера страны проистекают не из законов и конституции, а из его личного «нравственного» чутья, в котором проявляется его абсолютная суверенность. Он принимает решения не на основании подписанных Россией соглашений, а на основании чувства справедливости: «спасти русских от украинских притеснений», «исправить несправедливость, совершенную Хрущевым в 1954 году». «Моральная» политика в таком контексте игнорирует правовые нормы.

Тотальная ложь как принцип политики

Когда политика государства строится на тотальной лжи или отрицании очевидных фактов, возникает особый тип политики, которую успешно проводили Гитлер и Сталин. Ложь никогда не относилась к смертным грехам, она заняла определенное место в европейском сознании только с возникновением современной науки, претендующей на абсолютное знание объективной истины (с XVI–ХVII веков). Политика же никогда не обходилась без лжи.

Ситуация изменилась с изобретением рекламы, тотальной пропаганды и современных медиа. Стали возможны проекты конструирования мира в соответствии с воображением политиков. Стираются различия между ложью и реальностью. В массовом сознании происходит сдвиг, факты утрачивают реальность, даже смерть людей кажется чем-то мнимым… Такая метаморфоза сознания ведет к снижению гражданской активности, нарастанию инертности и безразличия.

…В 1971 году были обнародованы секретные документы, касающиеся войны во Вьетнаме. Из них следует, что Америка не преследовала материальных выгод для себя – ни приобретения новых территорий, ни экономических преимуществ. Она хотела утвердить образ «величайшей силы на Земле», «непобедимого защитника свобод и демократии». Хотя никто и не оспаривал американского могущества. Полная несогласованность войны с реальностью обернулось поражением сверхдержавы от армии отсталой аграрной страны.

Тотальная ложь порождает веру в собственные фантазии. Власть, утратившая связь с реальностью, все меньше способна решать подлинные проблемы. Российская власть сегодня ввергает страну в саморазрушение государства и общества. Эти жертвы приносятся ради «сохранения лица» и создания образа «несокрушимой силы», «нам все санкции и весь мир нипочем». А угодливые СМИ делают все, чтобы загипнотизировать этим тех, кто того жаждет.

Петр Филиппов. Дайджест статьи: Михаил Ямпольский. В стране победившего ресентимента // COLTA.RU. 6.10.2014.

Рекомендуем также на нашем сайте статьи:
Ресентимент – синдром ущербной агрессивности
Мифы в постсоветской Эстонии.
Русский ресентимент – «восстание рабов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Comments are closed.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Читайте ранее:
Мифы в постсоветской Эстонии

Широко распространенная в обществе мифология, особенно если по отношению к ней сложился консенсус элит, может способствовать экономическому развитию страны, а...

Закрыть
62 запросов. 0,733 секунд. 41.2294540405272 Мб